В погоне за новыми типами электронной памяти учёные нередко обращаются к экзотическим материалам — углеродным нанотрубкам, графену, полимерам, белкам и так далее. А оказывается, что колоссальный потенциал скрыт в куда более доступном и простом в обработке графите. О построении экспериментальной ячейки сообщают профессор Джеймс Тур (James Tour), Александр Синицкий и их коллеги из университета Райса (Rice University).
Ячейка состоит из тонкого графитового листа, размещённого на подложке между двумя электродами. Внешне принцип работы её выглядит просто. Когда определённое напряжение подаётся на контакты, поперёк полоски графита пробегает трещина. Наличие или отсутствие трещины (это и будут нули и единицы) можно считать с помощью более низкого напряжения. Ну а подача более высокого напряжения заглаживает трещину, стирая бит. При этом значения напряжений у графитной ячейки ниже, чем рабочие напряжения во флешках, а скорость записи и считывания — сопоставима.
В отличие от обычной оперативной памяти графитовые ячейки не требуют никакого питания во время хранения данных, а в отличие от флеш-памяти — не деградируют со временем. При этом графитные пластинки можно наносить на поверхность чипа с применением обычного процесса осаждения (в отличие от нанотрубок). Плоский дизайн ячейки позволяет построить такой чип со множеством тончайших изолированных слоёв, что может привести к появлению памяти высокой плотности — на порядок большей, чем у флешек.
Тур полагает, что та же технология может быть расширена и за пределы собственно памяти. Например, из графита можно попробовать строить программируемые вентильные матрицы. А вообще, графитовые ячейки могут стать одним из ключей к прорыву микросхем в третье измерение — они хорошо подходят для создания высокоплотных многослойных чипов, лучше, чем кремний, — утверждает американский учёный. И хотя от лабораторных прототипов до конвейерных изделий может пройти ещё несколько лет, эти опыты — важный шаг вперёд в развитии электроники.
Подробнее